В 2019 году Россия занимает 31-е место среди 190 стран в рейтинге Всемирного Банка по условиям ведения бизнеса, 32-е место по процедурам, связанным с началом ведения предпринимательской деятельности, 12-е по процедуре регистрации права собственности и 18-е по приведению в исполнение контрактов.1
В течение последних лет были осуществлены и продолжают проводиться существенные реформы в целях улучшения условий для предпринимательской деятельности практически во всех отраслях законодательства, включая административное, гражданское, корпоративное, налоговое, таможенное и валютное.
В частности, внесены фундаментальные изменения в Гражданский Кодекс Российской Федерации, либерализующие регулирование внутрикорпоративных отношений в непубличных хозяйственных обществах, конкретизирующие нормы о корпоративных договорах, вводящие институты обязательственного права, сходные с существующими в юрисдикциях англо- саксонской правовой системы (в частности, заверения об обстоятельствах, возмещение потерь, опционы на заключение договора и опционные договоры), позволяющие совершать сделки слияний-поглощений и реализовывать инвестиционные проекты по российскому праву в соответствии с мировыми практиками.
Упрощены процедуры государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключения хозяйственными обществами крупных сделок и сделок с заинтересованностью. С принятием Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» и изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации была осуществлена реформа третейских судов и предусмотрена возможность передавать корпоративные споры на их рассмотрение.
Иностранным инвесторам в России предоставляется ряд таможенных и налоговых льгот. Кроме того, как иностранным, так и российским инвесторам в России предоставляются льготы в зависимости от территории, на которой они осуществляют деятельность, а также от видов осуществляемой деятельности.
Иностранным инвестором согласно Федеральному закону от 09.07.1999 № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” (“Закон № 160-ФЗ”) является:
- иностранное юридическое лицо либо иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, которые вправе в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации (РФ);
- иностранный гражданин, который вправе в соответствии с законодательством государства его гражданства осуществлять инвестиции на территории РФ;
- лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами России, и которое вправе в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства осуществлять инвестиции на территории РФ;
- международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором РФ осуществлять инвестиции на территории России;
- иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы России имущества и информации
- ЛЬГОТЫ ДЛЯ РЕЗИДЕНТОВ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
- ЛЬГОТЫ ДЛЯ РЕЗИДЕНТОВ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- ЛЬГОТЫ ДЛЯ РЕЗИДЕНТОВ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЕ
- ЛЬГОТЫ ДЛЯ РЕЗИДЕНТОВ СВОБОДНОГО ПОРТА ВЛАДИВОСТОК
- ЛЬГОТЫ ДЛЯ РЕЗИДЕНТОВ ИННОВАЦИОННОГО ЦЕНТРА «СКОЛКОВО»
- ЛЬГОТЫ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ИНВЕСТИЦИОННЫМ КОНТРАКТАМ
- НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЙ
- ЛЬГОТЫ В ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕНТРАХ
I. ГАРАНТИИ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ
Для иностранных инвесторов Законом № 160-ФЗ предусмотрен режим наибольшего благоприятствования: режим их деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, а также установлен ряд специальных гарантий, некоторые из которые перечислены ниже.
A. Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества
Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом2 или международным договором Российской Федерации.
При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, возвратив при этом полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.
При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки. Споры о возмещении убытков разрешаются в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).
B. Гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации
Для иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями, реализующих приоритетный инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Банка России на день вступления в силу Закона № 160-ФЗ), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Банка России на день вступления в силу Закона № 160-ФЗ), включенный в перечень, Например, ст. 50 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.
утверждаемый Правительством Российской Федерации, установлена гарантия стабильности налогового режима.
В случае вступления в силу новых федеральные законов и иных нормативных правовых актов, изменяющих размеры федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории России) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации), либо внесения в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты изменений и дополнений, которые:
- приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо
- устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций в России по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшим в соответствии с законодательством на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций,
такие новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также изменения и дополнения, не применяются в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования такого проекта за счет иностранных инвестиций, в отношении иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты. Дифференциация сроков окупаемости инвестиционных проектов в зависимости от их видов определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Данная гарантия действует при условии, что товары, ввозимые в Россию иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, используются целевым назначением для реализации приоритетных инвестиционных проектов.
В исключительных случаях при реализации иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями приоритетных инвестиционных проектов в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Банка России на день вступления в силу Закона № 160-ФЗ), срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство Российской Федерации принимает решение о продлении для такого иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями срока действия указанной выше гарантии.
Гарантия не распространяются на изменения и дополнения, которые вносятся в законодательные акты, или принимаемые новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
C. Гарантия использования на территории России и перевода за пределы России доходов и прибыли
После уплаты предусмотренных российском законодательством налогов и сборов иностранный инвестор имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории России для реинвестирования или для иных не противоречащих законодательству Российской Федерации целей и на беспрепятственный перевод за пределы России доходов,
прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, в том числе:
- доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов;
- денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории Российской Федерации, по договорам и иным сделкам;
- денежных сумм, полученных иностранным инвестором в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или прекращением деятельности филиала, представительства иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
- компенсаций в случае реквизиции или конфискации имущества.
D. Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы России имущества и информации
Иностранный инвестор, который первоначально ввез в Россию имущество и информацию в документальной форме или в форме записи на электронных носителях в качестве иностранной инвестиции, имеет право на беспрепятственный (без квотирования, лицензирования и применения к нему других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности) вывоз таких имущества и информации за пределы России.
II. ТАМОЖЕННЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ
Согласно Постановлению Правительства РФ от 23 июля 1996 г. № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями» товары, ввозимые на таможенную территорию России в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что товары:
- не являются подакцизными;
- относятся к основным производственным фондам;
- ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.
Подакцизными товарами в соответствии со ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации («НК РФ») признаются:
- этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья;
- спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов, за исключением отдельных видов продукции;
- алкогольная продукция, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ;
- табачная продукция;
- автомобили легковые;
- мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
- автомобильный бензин;
- дизельное топливо;
- моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
- прямогонный бензин;
- средние дистилляты;
- бензол, параксилол, ортоксилол;
- авиационный керосин;
- нефтяное сырье;
- темное судовое топливо;
- природный газ (в случаях, предусмотренных международными договорами РФ);
- электронные системы доставки никотина и жидкости таких систем;
- табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания.
Освобождается от обложения НДС ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в России, по перечню, утверждаемому Правительством РФ (п. 7 ст. 150 НК РФ).
III. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ
В большинстве субъектов Российской Федерации действуют налоговые льготы для инвесторов, в частности, пониженные ставки по налогу на прибыль и налогу на имущество. Как правило, критериями предоставления таких налоговых льгот является соответствие проекта приоритетным направлениям развития соответствующего региона и определенный минимальный объем инвестиций. Налоговые льготы предоставляются на срок, не превышающий срок окупаемости инвестиционного проекта, а сумма, сэкономленная за счет уменьшения налоговых платежей, не может превышать сумму первоначальных инвестиций в проект. Органы власти субъекта, как правило, устанавливают дополнительные условия предоставления льгот, в частности, прием на работу жителей субъекта, развитие инфраструктуры и т.д.
Например, инвесторам, зарегистрированным и реализующим на территории Московской области инвестиционные проекты в сферах деятельности, предусмотренных Законом Московской области от 24.11.2004 № 151/2004-ОЗ, предоставляются следующие льготы:
- снижение ставки налога на прибыль организаций на 4,5 процентных пункта на срок от трех до семи лет в зависимости от вида проекта;
- снижение ставки налога на имущество организаций в отношении созданного и (или) приобретенного имущества и объектов основных средств в случае их достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения в размере от 0 до 1,5 в течение от трех до восьми первых налоговых периодов.
Организациям, являющимся первыми приобретателями административно-деловых центров и (или) помещений – части одного административно-делового центра на территории Московской области (вновь построенного и впервые введенного в эксплуатацию с 1 января 2018 года по 31 декабря 2025 года, которое соответствует требованиям пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, стоимость приобретения которого на момент принятия на бухгалтерский учет организации составляет не менее 50 миллионов рублей) предоставляются налоговые льготы в форме снижения ставки налога на прибыль организаций на 4,5 процентных пункта и освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении соответствующих объектов основных средств.
С 1 января 2018 г. инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций вправе применять налогоплательщики, имеющие местонахождение в тех субъектах РФ, в которых законом субъекта РФ установлено право на его применение (пп. 1 п. 6 ст. 286.1 НК РФ), за исключением:
- участников региональных инвестиционных проектов;
- резидентов особых экономических зон;
- организаций, осуществляющие деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;
- участников свободной экономической зоны;
- резидентов территории опережающего социально-экономического развития либо резидентов свободного порта Владивосток;
- участников проекта “Сколково” и проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 216-ФЗ “Об инновационных научно-технологических центрах²;
- иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами РФ.
При применении инвестиционного налогового вычета, налог на прибыль организаций, подлежащий уплате в федеральный бюджет, может быть уменьшен на сумму, равную 10% от суммы расходов на приобретение и модернизацию основных средств 3-7 амортизационных групп, в отношении которых произведены расходы на приобретение, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение или по иным аналогичным основаниям (за исключением ликвидации), а также на расходы в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, которые ведут деятельность в области культуры, НКО (фондам) на формирование целевого капитала для поддержки таких учреждений.
IV. ЛЬГОТЫ ДЛЯ РЕЗИДЕНТОВ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
Особая экономическая зона (ОЭЗ) – часть территории Российской Федерации, определяемая Правительством РФ, на которой действует особый режим осуществления
предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
ОЭЗ на территории России создаются и функционируют в соответствии с Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г., таможенным законодательством Таможенного союза, Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – «Закон № 116-ФЗ») и федеральными законами об отдельных СЭЗ.
Закон № 116-ФЗ предусматривает четыре вида ОЭЗ:
- промышленно-производственные («Липецк» (Липецкая область), «Алабуга» (Республика Татарстан), «Моглино» (Псковская область), «Тольятти» (Самарская область), «Калуга» (Калужская область), «Титановая долина» (Свердловская область),
«Узловая» (Тульская область), «Лотос» (Астраханская область), «Ступино квадрат» (Московская область));
- технико-внедренческие («Технополис «Москва» (Москва), «Дубна», «Исток» (Московская область), «Санкт-Петербург», «Томск», «Иннополис» (Казань));
- туристско-рекреационные («Байкальская гавань» (Республика Бурятия), «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край), «Ворота–Байкала» (Иркутская область), Северо-Кавказский туристический кластер, «Завидово» (Тверская область));
- портовые (логистические) («Ульяновск» (Ульяновская область)).
Каждая ОЭЗ создается на срок 49 лет на основании постановления Правительства РФ.
Статус резидента ОЭЗ может получить коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия) или индивидуальный предприниматель (только в технико- внедренческой и туристско-рекреационной ОЭЗ), зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении деятельности в ОЭЗ. Для заключения такого соглашения необходимо подать заявку с приложением, в частности, бизнес-плана, который должен предусматривать инвестиции и капитальные вложения в размере не ниже установленной Законом № 116-ФЗ для соответствующего вида ОЭЗ суммы в течение определенного периода.
По общему правилу, резиденты ОЭЗ вправе заниматься только теми видами деятельности, которые установлены для соответствующего вида ОЭЗ Законом № 116-ФЗ.
Вместе с тем, резиденты комплексных ОЭЗ в Калининградской области (со сроком действия до 1 апреля 2031 г.) и Магаданской области (со сроком действия до 31 декабря 2025 г.), пользуясь особым правовым режимом, могут вести различные виды деятельности.
Резиденты ОЭЗ (за исключением ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях) не могут иметь филиалы или представительства за пределами ОЭЗ.
Резидентам ОЭЗ на территории России предоставляются следующие льготы:
- таможенные льготы на основании таможенной процедуры свободной таможенной зоны (за исключением резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ): освобождение товаров, ввозимых на территорию ОЭЗ, от уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе, а также применение 0% ставки НДС при реализации товаров, помещенных под таможенный
режим свободной экономической зоны при условии соблюдения определенных требований;
- налоговые льготы:
- пониженная ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ (не выше 12,5 % в 2017 – 2020 годах, далее – не выше 13,5%) и учет некоторых расходов для целей налога на прибыль;
- ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0% для резидентов технико-внедренческих и туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, и 2% для резидентов остальных ОЭЗ;
- освобождение от уплаты налога на имущество организаций, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ, используемого на территории ОЭЗ в рамках соглашения о создании ОЭЗ, в течение 10 лет с даты постановки такого имущества на учет;
- освобождение от уплаты земельных налогов в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ, сроком на 5 лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;
- освобождение от уплаты акцизов подакцизных товаров, ввозимых на территорию портовых ОЭЗ.
Законом № 116-ФЗ предусмотрена также гарантия государства о том, что к резидентам ОЭЗ не применяются изменения в налоговом законодательстве, ухудшающие положение налогоплательщика (за исключением актов федерального налогового законодательства, касающихся налогообложения подакцизных товаров) в течение срока действия соглашения о ведении деятельности в ОЭЗ.
A. Калининградская ОЭЗ
Особый правовой режим ОЭЗ в Калининградской области, созданной на срок до 1 апреля 2031 года, установлен Федеральным законом от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ (далее – «Закон
№ 16-ФЗ»).
Резидентом ОЭЗ в Калининградской области является юридическое лицо, которое одновременно отвечает следующим требованиям:
- создано в соответствии с законодательством РФ и зарегистрировано на территории Калининградской области;
- производит товары исключительно на территории Калининградской области;
- осуществляет инвестиции на территории Калининградской области;
- его инвестиционный проект соответствует требованиям, установленным Закона
№ 16-ФЗ, в частности, инвестор должен осуществить капитальные вложения на сумму не менее 150 миллионов рублей (в случае реализации инвестиционного проекта в области туристско-рекреационной деятельности, по созданию обрабатывающего производства, а также в области рыболовства, рыбоводства, сельского хозяйства – не менее 50 миллионов рублей, инвестиционного проекта в области здравоохранения – не менее 10 миллионов рублей, в области разработки компьютерных технологий и создания программного обеспечения, оказания консультационных услуг в этой области
и других сопутствующих услуг, в области информационных технологий, научных исследований и разработок – не менее чем 1 миллион рублей) в течение трех лет со дня включения ее в единый реестр резидентов ОЭЗ).
Не могут быть резидентами ОЭЗ в Калининградской области юридические лица, которые применяют специальные налоговые режимы, а также финансовые организации (в том числе кредитные и страховые) и профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Юридическое лицо становится резидентом ОЭЗ в Калининградской области со дня принятия решения о включении его в реестр резидентов ОЭЗ, о чем ему выдается соответствующее свидетельство. С даты включения в реестр оно вправе применять налоговые льготы.
В течение срока реализации инвестиционного проекта резидентам ОЭЗ устанавливаются гарантии в виде неприменения федеральных законов и иных нормативных правовых актов, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на резидента.
На территории ОЭЗ применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны: товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза.
Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны помещаются иностранные товары, ввозимые на территорию ОЭЗ в Калининградской области юридическими лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области, для размещения и использования в соответствии с целями, установленными Законом № 16-ФЗ.
Налоговые льготы для резидентов ОЭЗ в Калининградской области включают следующие:
- возможность применения пониженных налоговых ставок в течение нескольких налоговых периодов со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов ОЭЗ:
- до окончания 6 налоговых периодов, считая с 1 января года, следующего за годом включения юридического лица в единый реестр резидентов – 0 %;
- в течение 6 налоговых периодов, считая с 1 января года, следующего за годом окончания применения ставки 0% – 10% (стандартные ставки по налогу на прибыль, подлежащему уплате в федеральный бюджет и бюджет Калининградской области уменьшаются на 50%);
- особый порядок уплаты налога на прибыль организаций, в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта при условии ведения резидентами раздельного учета доходов (расходов);
- резиденты ОЭЗ исчисляют сумму налога на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта отдельно, и уплачивают его по сниженным ставкам в течение периода ведения деятельности в качестве резидента со дня включения в реестр:
- в течение первых шести календарных лет – 0 %;
- с 7-го по 12-й календарный год включительно – по ставке, установленной законом Калининградской области и уменьшенной на 50%.
Резиденты ОЭЗ в Калининградской области, включенные в единый реестр резидентов в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года включительно, также вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в течение семи лет начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такой плательщик был включен в реестр, предельный срок применения пониженных тарифов для плательщиков устанавливается до 31 декабря 2025 года:
- 6% в Пенсионный фонд Российской Федерации;
- 1,5% в Фонд социального страхования Российской Федерации;
- 0,1% в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
V. ЛЬГОТЫ ДЛЯ РЕЗИДЕНТОВ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Территория опережающего социально-экономического развития («ТОСЭР») – часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно- территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
Основы правового режима ТОСЭР и меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях предусмотрены Федеральным законом от
29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» («Закон № 473-ФЗ»), действующим с 30 марта 2015 г.
ТОСЭР создается на 70 лет, данный срок может быть продлен по решению Правительства РФ.
По состоянию на февраль 2019 г. приняты постановления Правительства РФ о создании следующих ТОСЭР:
- “Белогорск”, “Приамурская”, ²Свободный” (Амурская область);
- “Камчатка” (Камчатский край);
- “Индустриальный парк Кангалассы”, “Южная Якутия” (Республика Саха (Якутия);
- “Михайловский”, “Надеждинская”, “Большой Камень”, “Нефтехимический” (Приморский край);
- “Беринговский” (Чукотский автономный округ);
- “Комсомольск”, “Хабаровск” (Хабаровский край);
- “Горный воздух”, “Южная”, “Курилы” (Сахалинская область);
- “Амуро-Хинганская” (Еврейская автономная область);
- “Озерск”, “Снежинск”, “Верхний Уфалей” (Челябинская область);
- “Железногорск” (Красноярский край);
- “Невинномысск” (Ставропольский край);
- “Чистополь”, “Зеленодольск”, “Нижнекамск”, “Менделеевск” (Республика Татарстан);
- “Кондопога”, “Костомукша” (Республика Карелия);
- “Котовск” (Тамбовская область);
- “Сосенский” (Калужская область);
- “Лесной” (Рязанская область);
- “Озерск”, “Верхний Уфалей”, “Бакал”, “Снежинск” (Челябинская область);
- “Николаевск” (Хабаровский край);
- “Вятские Поляны” (Кировская область);
- “Сарапул”, “Глазов” (Удмуртская Республика);
- “Петровск” (Саратовская область);
- “Рузаевка” (Республика Мордовия);
- “Череповец” (Вологодская область);
- “Селенгинск” (Республика Бурятия);
- “Новотроицк”, “Ясный” (Оренбургская область);
- “Абаза” (Республика Хакасия);
- “Димитровград” (Ульяновская область);
- “Саров” (Нижегородская область);
- “Каспийск”, “Дагестанские Огни” (Республика Дагестан);
- “Чусовой” (Пермский край);
- “Кировск” (Мурманская область);
- “Дорогобуж” (Смоленская область);
- “Варгаши”, “Далматово”, “Катайск” (Курганская область);
- “Гаврилов-Ям”, “Ростов” (Ярославская область);
- “Галич” (Костромская область);
- “Губкин” (Белгородская область);
- “Донецк”, “Зверево” (Ростовская область);
- “Ефремов” (Тульская область);
- “Заринск”, “Новоалтайск” (Алтайский край);
- “Камешково” (Владимирская область);
- “Канаш” (Чувашская Республика);
- “Линево” (Новосибирская область);
- “Наволоки”, “Южа” (Ивановская область);
- “Новокузнецк”, “Прокопьевск” (Кемеровская область);
- “Онега” (Архангельская область);
- “Павловск” (Воронежская область);
- “Пикалево” (Ленинградская область);
- “Саянск”, “Черемхово” (Иркутская область);
- “Сердобск”, “Заречный” (Пензенская область);
- “Угловка” (Новгородская область);
- ²Белорецк², “Благовещенск”, “Нефтекамск” (Башкортостан);
- “Володарск”, “Решетиха” (Нижегородская область);
- “Чапаевск” (Самарская область);
- “Новоуральск”, “Лесной” (Свердловская область);
- ²Северск² (Томская область).
Управляющей компании (акционерному обществу, определенному Правительством РФ, 100% акций которого принадлежит Российской Федерации, и (или) дочернему обществу, созданному с участием такого акционерного общества) передаются на праве собственности или аренды земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные на ТОСЭР согласно условиям соглашения о создании ТОСЭР и в порядке, установленном Правительством РФ.
Резидентом ТОСЭР признается индивидуальный предприниматель или юридическое лицо – коммерческая организация, государственная регистрация которых осуществлена на ТОСЭР (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий) и которые заключили соглашение об осуществлении деятельности на ТОСЭР (“соглашение об осуществлении деятельности”) и включены в реестр резидентов ТОСЭР.
Организации, имеющие статус участника регионального инвестиционного проекта, не могут быть резидентами ТОСЭР.
Аналогично резидентам ОЭЗ, резиденты ТОСЭР не вправе иметь филиалы и представительства за пределами ТОСЭР.
В течение срока действия соглашения об осуществлении деятельности резидент ТОСЭР обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную таким соглашением, и инвестиции, в том числе капитальные вложения, а управляющая компания предоставляет резиденту ТОСЭР в собственность или аренду земельный участок, если это необходимо для ведения соответствующей деятельности.
Особый правовой режим деятельности на ТОСЭР включает, в частности:
- применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны (для этих целей ТОСЭР приравнивается к особой экономической зоне, определенной в соответствии с Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года);
- особенности налогообложения резидентов ТОСЭР, включая:
- право на ускоренное возмещение НДС (применение заявительного порядка возмещения НДС) при условии представления помимо налоговой декларации договора поручительства управляющей компании;
- применение 0 % налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет в течение 5 налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности и при условии, что такие доходы составляют не менее 90 % всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, и ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности;
- применение пониженных налоговых ставок налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ (к налоговой базе от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности), устанавливаемых законами соответствующих субъектов (не более 5 % в течение 5 налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, и не менее 10 % в течение следующих 5 налоговых периодов);
- применение пониженных тарифов страховых взносов в течение 10 лет со дня получения статуса резидента, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен такой статус:
- 6% в Пенсионный фонд Российской Федерации;
- 1,5% в Фонд социального страхования Российской Федерации;
- 0,1% в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации;
- применение пониженного коэффициента, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого, для целей исчисления налога на добычу полезных ископаемых, в течение 120 налоговых периодов, считая с начала применения пониженной ставки налога на прибыль:
- 0 – в течение первых 24 налоговых периодов;
- 0,2 – с 25 по 48 включительно налоговый период;
- 0,4 – с 49 по 72 включительно налоговый период;
- 0,6 – с 73 по 96 включительно налоговый период;
- 0,8 – с 97 по 120 включительно налоговый период.
- освобождение в соответствии с федеральным и региональным налоговым законодательством, и нормативными правовыми актами муниципальных образований резидентов ТОСЭР от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога;
- льготные ставки арендной платы для резидентов ТОСЭР за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании на праве собственности или аренды и расположенными на ТОСЭР;
- особенности регулирования отдельных отношений, связанных с функционированием ТОСЭР (в частности, трудовых);
- особенности осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля на ТОСЭР (включая проведение плановых и внеплановых проверок);
- приоритетное подключение к объектам инфраструктуры ТОСЭР.
VI. ЛЬГОТЫ ДЛЯ РЕЗИДЕНТОВ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЕ
В соответствии с «Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов», заключенным в г. Москве 18 марта 2014 г., с даты подписания Договора Республика Крым и город федерального значения Севастополь (далее – «Крым» и
«Севастополь», соответственно), являются субъектами Российской Федерации, на территориях которых применяется, по общему правилу, российское законодательство.
С 1 января 2015 г. на территориях Крыма и Севастополя применяется российское законодательство о налогах и сборах, действуют свободная экономическая зона (СЭЗ) и особый правовой режим в сферах привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, регулирования въезда в Крым и Севастополь и выезда за пределы их территорий иностранных граждан, а также осуществления деятельности в области морского транспорта.
В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». СЭЗ создана сроком на 25 лет с возможностью продления.
Участники СЭЗ не вправе осуществлять деятельность в сфере пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых, разработки месторождений континентального шельфа РФ (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, и разведки и добычи природных лечебных ресурсов для осуществления санаторно-курортного лечения и организации отдыха).
В СЭЗ Крыма и Севастополя действуют:
- особенности осуществления градостроительной деятельности и землепользования при размещении объектов, необходимых для реализации участниками СЭЗ инвестиционных проектов;
- особый режим налогообложения и обложения страховыми взносами в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
- субсидии на возмещение затрат участников СЭЗ, в том числе затрат на уплату таможенных пошлин, налогов и сборов в отношении товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых для их использования при строительстве, оборудовании и техническом оснащении объектов, необходимых для реализации участниками СЭЗ инвестиционных проектов.
Вести предпринимательскую и иную деятельность на территории СЭЗ вправе любые лица, однако применять особый режим ведения деятельности в СЭЗ и таможенную процедуру свободной таможенной зоны могут только лица, получившие статус участника СЭЗ, со дня включения в единый реестр участников СЭЗ.
Для получения такого статуса лицо должно быть зарегистрировано на территории Крыма или Севастополя, состоять на налоговом учете в местном налоговом органе, а также иметь инвестиционную декларацию, соответствующую требованиям, установленным Законом
№ 377-ФЗ.
Участник СЭЗ реализует инвестиционный проект в СЭЗ в соответствии с договором об условиях деятельности в СЭЗ, заключаемым между ним и высшим исполнительным органом государственной власти Крыма или Севастополя, соответственно.
Под инвестиционным проектом понимается комплекс мероприятий, направленных на создание и последующую эксплуатацию новых либо модернизацию существующих объектов основных средств, который реализуется участником СЭЗ путем осуществления капитальных вложений в целях производства новых товаров, выполнения работ, оказания услуг либо поддержания и (или) увеличения объема производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.
A. Свободная таможенная зона в СЭЗ
Таможенная процедура свободной таможенной зоны применяется на территории СЭЗ в соответствии с Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г. («Соглашение о свободных экономических зонах»).
При применении данной процедуры товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза.
Порядок и технологии совершения таможенных операций в отношении товаров (включая транспортные средства), ввозимых (ввезенных) на территорию СЭЗ и вывозимых с территории СЭЗ, определяются Федеральной таможенной службой Российской Федерации (ФТС России).
Оборудование, помещенное участником СЭЗ под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и введенное в эксплуатацию, и товары, помещенные под указанную таможенную процедуру и использованные для создания объектов недвижимости на территории СЭЗ, сохраняют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем в течение 5 лет со дня их помещения под данную таможенную процедуру, после чего признаются товарами Таможенного союза, не находящимися под таможенным контролем.
B. Льготный режим налогообложения и пониженные тарифы страховых взносов для участников СЭЗ
В СЭЗ в Крыму и Севастополе установлен льготный режим налогообложения, в частности3:
- пониженная ставка по налогу на прибыль организаций (в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет – 0%, в бюджеты Крыма и Севастополя – не более 13,5%4);
- освобождение участников СЭЗ от уплаты налога на имущество организаций (в течение
10 лет после принятия на учет имущества, приобретенного в целях ведения соответствующей деятельности) и земельного налога (сроком на 3 года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок);
- право законодательных (представительных) органов уменьшать налоговые ставки по налогам, уплачиваемым в связи с применением специальных налоговых режимов;
- особенности определения налоговой базы по НДС, а также исчисления и уплаты акцизов налогоплательщиками, осуществляющими деятельность в Крыму и Севастополе.
Для участников СЭЗ в Крыму и Севастополе установлены также следующие пониженные тарифы страховых взносов5:
- в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – 6%,
- в Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) – 1,5%,
- в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФОМС) – 0,1%.
Данные тарифы действуют в течение 10 лет, начиная с 1 числа месяца, следующего за месяцем получения статуса участника СЭЗ.
VII. ЛЬГОТЫ ДЛЯ РЕЗИДЕНТОВ СВОБОДНОГО ПОРТА ВЛАДИВОСТОК
Свободный порт Владивосток (далее – «СП Владивосток») – часть территории Приморского края, а также территории отдельных муниципальных образований (включая территории и акватории морских портов, расположенных на территориях этих муниципальных образований) Камчатского края, Хабаровского края, Сахалинской области и Чукотского автономного округа, на которых в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» («Закон № 212-ФЗ») и иными федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.
СП Владивосток создан на срок 70 лет (данные срок может быть продлен федеральным законом).
Резидентом СП Владивосток является индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, зарегистрированная на территории СП Владивосток согласно российскому
4 В соответствии со ст. 2 Закона Республики Крым от 29.12.2014 N 61-ЗРК/2014 “Об установлении ставки по налогу на прибыль организаций на территории Республики Крым”: 2% – в течение первых 3 лет;
6% – с четвертого по восьмой год осуществления деятельности; 13,5% – с девятого года.
законодательству (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили:
- соглашение об осуществлении деятельности с управляющей компанией, предусматривающее обязательство резидента СП Владивосток вести деятельность, предусмотренную соглашением, и осуществить инвестиции, в том числе капитальные вложения, в объеме и сроки, которые предусмотрены соглашением;
- включены в реестр резидентов СП Владивосток.
На территории СП Владивосток его резиденты вправе осуществлять не запрещенные российским законодательством предпринимательскую деятельность, за исключением отдельных видов, определенных решением наблюдательного совета СП Владивосток.
Резидентам СП Владивосток предоставляются следующие налоговые льготы:
- налоговая ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, составляет 0 %; налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в краевой бюджет, для организаций – участников региональных инвестиционных проектов на территории Приморского края («региональные инвестиционные проекты»):
- в размере 0% – в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта;
- в размере 10% – в течение следующих пяти налоговых периодов;
- освобождение от уплаты земельного налога в течение первых пяти лет со дня получения статуса резидента СП Владивосток, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен такой статус, – в отношении земельных участков, используемых резидентами для осуществления предпринимательской деятельности; течение последующих пяти лет уплачивают земельный налог по ставке 1,5%, уменьшенной на 60% (то есть по налоговой ставке 0,6%);
- пониженные тарифы страховых взносов:
- в ПФР – 6%,
– в ФСС – 1,5%,
– в ФОМС – 0,1%.
На территории СП Владивосток применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, установленная Соглашением о свободных экономических зонах с особенностями, предусмотренными Законом № 212-ФЗ. Территория СП Владивосток приравнивается к особой экономической зоне для целей применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Наблюдательный совет СП Владивосток принимает решение о применении:
- таможенной процедуры свободной таможенной зоны, установленной для портовой особой экономической зоны в соответствии с Соглашением о свободных экономических зонах, на отдельном участке или отдельных участках морских портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных морских судов, включая акваторию
морского порта, и (или) на отдельных участках территории аэропорта, открытого для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, находящихся на территории СП Владивосток (далее – «портовый участок»);
- таможенной зоны, установленной для логистической особой экономической зоны в соответствии с Соглашением о свободных экономических зонах,
на земельном участке, прилегающем к автомобильному или железнодорожному пункту пропуска СП Владивосток (далее – «логистический участок»).
На портовом участке, на котором применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, резиденты СП Владивосток – юридические лица вправе осуществлять специальную деятельность по оказанию услуг, связанных с хранением товаров, стоимость единицы товара которых превышает 500.000 рублей, включая предметы роскоши, произведения искусства, антиквариат, и совершением иных операций по предпродажной подготовке, включая демонстрацию таких товаров потенциальным покупателям, если указанная деятельность соответствует предмету и условиям соглашения об осуществлении деятельности.
В целях осуществления деятельности в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности резиденты СП Владивосток вправе помещать товары под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (за исключением товаров, установленных в соответствии с Соглашением о свободных экономических зонах и товаров, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ).
Резиденты СП Владивосток обязаны представлять в таможенный орган отчетность о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товарах, изготовленных (полученных) с использованием соответствующих товаров.
Ввоз товаров Евразийского экономического союза, помещенных под таможенную процедуру экспорта, на территории портовых участков и логистических участков, освобождается от уплаты НДС, акциза либо производится возврат ранее уплаченных сумм НДС, акциз, если такие освобождение либо возврат предусмотрены законодательством о налогах и сборах.
VIII. ЛЬГОТЫ ДЛЯ РЕЗИДЕНТОВ ИННОВАЦИОННОГО ЦЕНТРА
«СКОЛКОВО»
Участником проекта “Сколково” (создан в 2010 году в Московской области) согласно Федеральному закону № ФЗ-244 от 28 сентября 2010 г. может стать любая российская организация, которая создана исключительно в целях осуществления исследовательской деятельности в следующих приоритетных областях:
- энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка инновационных энергетических технологий;
- ядерные технологии;
- космические технологии, прежде всего в области телекоммуникаций и навигационных систем;
- медицинские технологии в области разработки оборудования, лекарственных средств;
- стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение;
- биотехнологии в сельском хозяйстве и промышленности.
При этом постоянно действующий исполнительный орган организации, а также иные органы или лица, имеющие право действовать от имени организации без доверенности, постоянно находятся на территории “Сколково”.
Организация получает статус участника проекта “Сколково” сроком на 10 лет со дня включения ее в реестр участников проекта.
Участники проекта «Сколково», пользуются, в частности, следующими льготами:
- освобождение от уплаты налога на прибыль организаций в течение первых 10 лет с даты получения статуса участника проекта Сколково при условии, что годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) не превышает
1 миллиард рублей, и 0% ставка по налогу на прибыль в отношении прибыли, полученной после прекращения использования участником проекта права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС;
- освобождение от уплаты налога на имущество (при годовом объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) более 1 миллиарда рублей совокупный размер прибыли, рассчитанный нарастающим итогом с 1-го числа того же года, не превышает 300 миллионов рублей);
- освобождение от уплаты земельного налога управляющими компаниями в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра “Сколково” и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения их функций;
- освобождение от уплаты НДС в течение 10 лет с даты получения статуса участника проекта Сколково (при условии, что размер прибыли не превышает установленный размер);
- пониженные ставки взносов в социальные фонды в размере 14% годового дохода каждого работника в течение 10 лет с даты получения статуса участника проекта Сколково (при условии, что размер прибыли не превышает установленный размер);
- возмещение таможенных платежей и НДС, уплаченных при импорте товаров;
- освобождение от обязанности по ведению бухгалтерского учета, при условии, что годовой объем выручки не превышает 1 миллиарда рублей;
- освобождение от уплаты государственных пошлин за выдачу разрешений на работу, приглашений на въезд в Россию и виз для иностранных работников.
IX. ЛЬГОТЫ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ИНВЕСТИЦИОННЫМ КОНТРАКТАМ
Специальный инвестиционный контракт (СПИК), введенный Федеральным законом от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ “О промышленной политике в Российской Федерации” (“Закон
№ 488-ФЗ”) как особая мера стимулирования промышленной деятельности, заключается между инвестором и Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.
На основании СПИК инвестор обязуется в предусмотренный контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории России (включая континентальный шельф и
исключительную экономическую зону РФ), а другая сторона, представляемая уполномоченным органом государственной власти, в течение такого срока обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством РФ или законодательством субъекта РФ на момент заключения СПИК.
Инвестором в целях заключения СПИК признается российское или иностранное юридическое лицо местом регистрации которого не является государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких иностранных лиц и которое не находится под контролем таких иностранных юридических лиц.
Минимальный объем инвестиций в реализацию инвестиционного проекта (нового этапа инвестиционного проекта) на основании СПИК – 750 миллионов рублей (без учета НДС), если иной минимальный объем не предусмотрен законодательством Российской Федерации, в соответствии с которым инвестор и (или) привлекаемые инвестором лица имеют право на применение к ним мер стимулирования, указанных в СПИК.
Заключается СПИК в порядке и по типовым формам, утвержденным Правительством РФ для отдельных отраслей промышленности, либо в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований – в случае, если таковые являются стороной СПИК.
Инвестор самостоятельно выбирает и прилагает к заявлению о заключении СПИК перечень мер стимулирования деятельности в сфере промышленности из числа мер, предусмотренных Законом № 488-ФЗ, или мер поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности, установленных иными федеральными законами и нормативными правовыми актами.
СПИК может заключаться на срок до 10 лет и включает такие условия как:
- характеристики промышленной продукции, производство которой создается или модернизируется и (или) осваивается инвестором;
- перечень мероприятий, направленных на создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции;
- объем инвестиций в создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции;
- перечень мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, применяемых в течение срока действия СПИК к инвестору и (или) иным указанным в СПИК лицам.
Меры стимулирования в рамках СПИК могут включать предоставление участникам СПИК в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (для реализации проекта в рамках СПИК), инфраструктурные обязательства со стороны органа государственной власти, упрощенные процедуры участия в программах по субсидированию.
Помимо этого, СПИК предоставляет инвестору – стороне СПИК такие преимущества, как:
- неприменение в отношении инвестора и (или) иных указанных в СПИК лиц в течение срока действия СПИК вступивших в силу после его заключения федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов (кроме принятых во исполнение
международных договоров РФ, а также нормативных правовых актов Евразийского экономического союза), устанавливающих запреты и ограничения в отношении выполнения СПИК или изменяют обязательные требования к промышленной продукции и (или) к связанным с ними процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
- не повышение величины совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора и (или) иных указанных в контракте лиц, по сравнению с величиной совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора и (или) иных лиц в момент заключения контракта, на весь срок действия СПИК;
- возможность снижения размера ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ, до 0%;
- возможность получения статуса единственного поставщика продукции, произведенной в рамках СПИК (участие в госзакупках на внеконкурсной основе).
На 2018 год с Российской Федерацией в лице Министерства промышленности и торговли заключили СПИК на строительство либо модернизацию производств в том числе такие инвесторы, как ООО “МАЗДА-СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус”, АО “Мерседес-Бенц РУС”, ООО “АстраЗенека Индастриз”, АО “Санофи Россия”, «Герофарм», «Биокад», «НоваМедика».
X. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЙ
Международной холдинговой компанией признается международная компания, зарегистрированная в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 г. № 290-ФЗ “О международных компаниях”, которая одновременно удовлетворяет следующим условиям:
- международная компания зарегистрирована в порядке редомициляции иностранной организации, которая была создана в соответствии со своим личным законом в период до 1 января 2018 года;
- международная компания не позднее 15 дней со дня ее регистрации представила в налоговый орган по месту постановки на учет необходимые документы и сведения: (финансовую отчетность за последний завершившийся до даты регистрации финансовый год, аудиторское заключение к финансовой отчетности, которое не содержит отрицательного мнения или отказа в выражении мнения, сведения о контролирующих лицах международной компании);
- контролирующие лица международной компании на дату ее регистрации в порядке редомициляции иностранной организации стали контролирующими лицами такой иностранной организации в период до 1 января 2017 года.6
- Данное условие не применяются в отношении:
- международных компаний, которые по состоянию на 1 января 2018 года являются публичными компаниями;
- международных компаний, в которых совокупная доля прямого и (или) косвенного участия международной компании, указанной в подпункте 1 настоящего пункта, составляет 100 процентов.
Международная компания должна быть зарегистрирована в пределах территории специального административного района, определяемого в соответствии с Федеральным законом “О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края” (“Закон о специальных административных районах²).
Статус международной компании предоставляется одновременно с государственной регистрацией в ЕГРЮЛ иностранному юридическому лицу, которое соответствует следующим требованиям:
- зарегистрировано (создано) в государстве, которое является членом или наблюдателем Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и (или) членом Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Манивэл);
- на момент принятия решения об изменении своего личного закона, но в любом случае не позднее 1 января 2018 года, самостоятельно, либо через свои прямо или косвенно подконтрольные лица, либо через иные лица, входящие в одну группу лиц с иностранным лицом по любому из оснований, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ “О защите конкуренции”, либо через филиалы или представительства (иные обособленные подразделения) осуществляет хозяйственную деятельность на территории нескольких государств, в том числе на территории России;
- подало заявку на заключение договора об осуществлении деятельности в качестве участника специального административного района, определяемого в соответствии с Законом о специальных административных районах;
- приняло на себя обязательства по осуществлению инвестиций на территории России, в том числе на основании заявления о намерениях осуществлять инвестиции, специального инвестиционного контракта, концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве или иного договора, в размере не менее 50 миллионов рублей в течение шести месяцев с даты государственной регистрации международной компании.
Изменения, внесенные в главу 25 НК РФ, вступающие в силу с 1 января 2019 г., устанавливают льготы по налогу на прибыль организаций для международных холдинговых компаний.
Доходы международной холдинговой компании в виде прибыли контролируемых иностранных компаний, в отношении которых такая международная холдинговая компания признается контролирующим лицом, подлежащие учету при определении налоговой базы этой международной холдинговой компании за налоговые периоды, заканчивающиеся до 1 января 2029 года, не включаются в налоговую базу.
Контролирующим лицом международной компании, а также иностранной организации, в порядке редомициляции которой зарегистрирована такая международная компания, признается физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой международной компании (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 15 %.
Международные холдинговые компании применяют следующие ставки по налогу на прибыль организаций:
- 0 % – по доходам, полученным международной холдинговой компанией в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов
международная холдинговая компания в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 15 % (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 15 % общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов7;
- 5 % – по доходам, полученным иностранными лицами в виде дивидендов по акциям (долям) международных холдинговых компаний, которые на дату принятия решения об их выплате являются публичными компаниями, до 1 января 2029 года.
Международными холдинговыми компаниями применятся налоговая ставка 0 % к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских и (или) иностранных организаций, а также акций российских и (или) иностранных организаций, при одновременном соблюдении следующих условий:
- акции (доли участия в уставном капитале) российской или иностранной организации8 на дату их реализации или иного выбытия (в том числе погашения) непрерывно принадлежат международной холдинговой компании, на праве собственности или на ином вещном праве в течение не менее 365 календарных дней и составляют не менее чем 15-процентный вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации;
- акции (доли участия) составляют уставный капитал организаций, не более 50% активов которых на последнюю отчетную дату, предшествующую дате реализации или иного выбытия (в том числе погашения), прямо или косвенно состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;
- акции (доли участия в уставном капитале) российской или иностранной организации не были внесены (переданы) в уставный капитал международной холдинговой компании, а также приобретены такой компанией в результате реорганизации в течение 365 календарных дней до или после даты регистрации такой компании в качестве международной компании.
Первым налоговым (отчетным) периодом для международных компаний, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, признается период, начинающийся соответственно с даты регистрации иностранной организации в качестве международной компании.
- Если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, установленная настоящим подпунктом налоговая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации.
- Указанная ставка применяется при условии, что государство постоянного местонахождения таких иностранных организаций не включено в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации.
XI. ЛЬГОТЫ В ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕНТРАХ
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ инновационный научно- технологический центр (ИНТЦ) представляет собой совокупность организаций, основная цель деятельности которых – осуществление научно-технологической деятельности, и иных лиц, деятельность которых направлена на обеспечение функционирования такого центра, действующих на определенной Правительством РФ территории.
Территория ИНТЦ может располагаться на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации и состоит из земельных участков (частей земельных участков) с особым правовым режимом осуществления деятельности в областях в соответствии с Законом № 216-ФЗ, предназначенных для реализации проекта.
Под проектом понимается совокупность мероприятий, направленных на достижение целей по созданию и обеспечению функционирования ИНТЦ.
Участниками проекта могут быть только юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:
- постоянно действующий исполнительный орган юридического лица (генеральный директор и т.п.), иные органы или лица, имеющие право действовать от имени юридического лица без доверенности, постоянно находятся на территории ИНТЦ;
- учредительные документы юридического лица предусматривают осуществление им научно-технологической деятельности в соответствии с Законом № 216-ФЗ.
Фонд, управляющая компания, ее дочерние общества не вправе выступать учредителями участников проекта.
Право на осуществление научно-технологической деятельности на территории ИНТЦ возникает у юридического лица со дня принятия управляющей компанией решения о предоставлении ему статуса участника проекта.
A. Налоговые льготы для участвующих в реализации проекта лиц
Федеральным законом от 30 октября 2018 г. № 373-ФЗ для организаций, получивших статус участника проекта (участников проекта), фонда, управляющей компании, дочерних обществ управляющей компании, инициатора проектов и иных участвующих в реализации проектов на территориях ИНТЦ лиц предусмотрены значительные налоговые льготы.
Участник проекта освобождается от:
- обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС и налога на прибыль организаций в течение 10 лет со дня получения им статуса участника проекта;
- уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, учитываемого на его балансе и расположенного на территории ИНТЦ, в течение 10 лет начиная с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества.
Прибыль, полученная участником проекта, облагается налогом по налоговой ставке 0 % после прекращения использования участником проекта права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в случае, если годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) полученной этим участником проекта, превысил 1 миллиард рублей, с 1-го числа налогового периода, в котором произошло такое превышение.
Участник проекта ведущий учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса РФ, определяет дату получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу без учета ограничения на сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС в 1 миллион рублей за каждый квартал.
Предусмотрено также освобождение от уплаты государственной пошлины за:
- выдачу разрешения на работу иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта в соответствии с Законом № 216-ФЗ, и прибывшему на территорию ИНТЦ;
- выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта в соответствии с Законом
№ 216-ФЗ;
- выдачу либо продление срока действия визы иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с лицом, участвующим в реализации проекта в соответствии с Законом
№ 216-ФЗ.
Организации, признаваемые фондами, управляющими компаниями, дочерними обществами управляющих компаний согласно Закону № 216-ФЗ освобождаются от уплаты налога на имущество организаций.
Фонды также освобождаются от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, входящих в состав территории ИНТЦ.
Участники проекта вправе применять пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование – в размере 14,0 %, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование – 0 %, в течение 10 лет со дня получения ими статуса участника проекта, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен статус участника проекта.9
- Пониженные тарифы страховых взносов не применяются для участника проекта с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором совокупный размер прибыли участника проекта превысил 300 миллионов рублей. Совокупный размер прибыли рассчитывается нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученной этим участником проекта, превысил один миллиард рублей.
Соответствующие изменения в Налоговом кодексе РФ вступают в силу с 1 января 2019 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.
B. Возмещение затрат на уплату таможенных платежей
В отношении товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых для целей их использования при строительстве, оборудовании и техническом оснащении объектов недвижимости на территории ИНТЦ или необходимых для осуществления научно- технологической деятельности участниками проекта управляющая компания вправе оказывать услуги таможенного представителя, в том числе осуществлять уплату таможенных платежей от имени и по поручению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в реализации проекта.
В случае оказания таких услуг, затраты лиц, участвующих в реализации проекта на уплату таможенных пошлин и НДС в отношении ввозимых товаров, возмещаются данным лицам в виде субсидий путем их перечисления управляющей компании в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
XII. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ПРИ ВЕДЕНИИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Налоги и сборы |
1. Информационные технологии |
Налог на прибыль организаций |
При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), созданные в ходе реализации государственного контракта.
Российские организации, (а) получившие государственную аккредитацию как организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, у которых (б) доля доходов от реализации работ и оказания услуг в сфере информационных технологий не менее 90% всех доходов за период и (в) среднесписочная численность работников за налоговый период составляет не менее 50 человек, вправе не применять установленный ст. 259 НК РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники. В этом случае расходы указанных организаций на приобретение электронно-вычислительной техники признаются материальными расходами налогоплательщика. |
НДС |
Не облагаются НДС реализация, передача на территории России исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты |
производства (ноу-хау), прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. |
|
Страховые взносы |
Пониженные тарифы страховых взносов (в ФСС, ПФР и ФОМС) действуют для: – хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям, участникам (в том числе совместно с другими лицами) таких хозяйственных обществ, участникам таких хозяйственных партнерств – бюджетным научным учреждениям и автономным научным учреждениям либо образовательным организациям высшего образования, являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями;
– российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, баз данных. |
2. Сельское хозяйство |
|
Налог на прибыль организаций |
Для сельскохозяйственных товаропроизводителей и рыбохозяйственных организаций налоговая ставка по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции составляет 0 %.
При определении налоговой базы не учитываются доходы в виде стоимости полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями мелиоративных и иных объектов сельскохозяйственного назначения, построенных за счет средств бюджетов всех уровней.
Право применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2 в отношении собственных амортизируемых основных средств налогоплательщиков – сельскохозяйственных организаций промышленного типа (птицефабрик, животноводческих комплексов, зверосовхозов, тепличных комбинатов). |
НДС |
Не облагаются НДС на территории России: – операции по реализации продукции собственного производства организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации, которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70%, в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы; – реализация (передача для собственных нужд) племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и некоторых их продуктов по перечню кодов видов продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, утверждаемому Правительством РФ; – ввоз на территорию России и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, продукции морского промысла, выловленной и (или) переработанной рыбопромышленными предприятиями (организациями) России; племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и некоторых их продуктов по перечню кодов видов продукции в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утверждаемому Правительством РФ.
Реализация скота и птицы в живом весе, мяса и мясопродуктов (за исключением отдельных деликатесных), молока и молокопродуктов, яйца и яйцепродуктов, масла растительного, зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов, масло семян и продуктов их переработки, крупы, муки, рыбы живой (за исключением отдельных ценных пород), овощей (включая картофель) облагается ставке 10%. |
Транспортный, земельный налоги |
Тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, не являются объектом налогообложения транспортным налогом.
Применяется пониженная ставка земельного налога – не выше 0,3% |
Специальный налоговый режим |
Сельскохозяйственные производители вправе применять единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) по ставке 6% с разницы между доходами и расходами (ст. 346.4, п. 1 ст. 346.8 НК РФ). Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 НК РФ), налога на имущество организаций (в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями). |
3. Социальные услуги населению, медицинские и образовательные услуги |
|
Налог на прибыль организаций |
0% ставка по налогу на прибыль организаций может применяться налогоплательщиками, осуществляющими приоритетные виды медицинской и образовательной деятельности в соответствии с перечнем видов деятельности, утвержденным Правительством РФ, при соблюдении следующих условий: – наличие лицензии (лицензий) на осуществление соответствующей деятельности; – доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми и (или) медицинской деятельности, , а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, составляют не менее 90% ее доходов, либо если организация за налоговый период не имеет доходов; – численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников в штате организации непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50%; – в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников; – если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и производными финансовыми инструментами.
Организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан, также вправе применять налоговую ставку 0%. |
НДС |
Освобождается от налогообложения реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории России, в частности: – важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий и иных медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ: – медицинских услуг, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг; услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки; – услуг по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей; услуг по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных граждан которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании; – услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, оказываемых по направлению органов службы занятости; – услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных препаратов для медицинского применения, а также по изготовлению или ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной), по |
ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий, услуг по оказанию протезно-ортопедической помощи; – услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, оформленных путевками или курсовками.
Также освобождается от налогообложения ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией: – материалов для изготовления иммунобиологических лекарственных препаратов для диагностики, профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний (по перечню, утверждаемому Правительством РФ); – незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретных пациентов, и гемопоэтических стволовых клеток и костного мозга для проведения неродственной трансплантации; – расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в России, по перечню и в порядке, которые утверждаются Правительством РФ.
Пониженная налоговая ставка 10% применяется при реализации: – книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера; – медицинских товаров отечественного и зарубежного производства. |
|
Налог на имущество организаций |
Освобождаются от налогообложения имущество: – организаций, основным видом деятельности которой является производство фармацевтической продукции, используемое ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями; – специализированных протезно-ортопедических предприятий; – организаций, которым присвоен статус государственных научных центров. |
Страховые взносы |
Пониженные тарифы страховых взносов вправе применять: – организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, основным видом экономической деятельности которых (в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) являются научные исследования и разработки; образование; здравоохранение и предоставление социальных услуг; розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями; – плательщики ЕНВД – аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность; – некоммерческие организации, применяющие УСН и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства, |
и массового спорта (за исключением профессионального). |
|
4. Транспорт |
|
Налог на прибыль организаций |
Доход иностранных организаций, не связанный с их деятельностью в РФ через постоянное представительство: от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахт, субаренду) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров при международных перевозках; международных перевозок, облагается по ставке 10% (пп. 2 п. 2 ст. 284, п. 1 ст. 310 НК РФ). |
НДС |
Освобождается от налогообложения реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории России услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси), а также морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке. |
Применяется налоговая ставка 0% при налогообложении реализации, в частности: – услуг по международной перевозке товаров; – услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, а также транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, для перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом экспортируемых товаров или продуктов переработки при условии, что пункт отправления и пункт назначения находятся на территории России; – работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями внутреннего водного транспорта, в отношении товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта при перевозке (транспортировке) товаров в пределах территории России из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки (перевалки) на морские суда, суда смешанного (река – море) плавания или иные виды транспорта; – услуг по перевозке товаров воздушными судами, оказываемых российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, при которой пункт отправления и пункт назначения находятся за пределами территории России, в случае, если на территории России совершается посадка воздушного судна, при условии, что место прибытия товаров на территорию России и место убытия товаров с ее территории совпадают; – транспортно-экспедиционных услуг при организации услуг по перевозке или транспортировке железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию России с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза; – услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа |
расположены за пределами территории России, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов; – работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам на основании государственного или муниципального контракта; – услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя. |
|
Налогообложение производится по пониженной налоговой ставке 10% при реализации: – услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа; – услуг по перевозкам пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении. |
|
Транспортный налог |
Не являются объектом налогообложения транспортным налогом пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок. |