Сельское хозяйство

В настоящее время основные показатели российского сельского хозяйства значительно ниже, чем в экономически развитых государствах. Поэтому в настоящее время основной задачей органов государственной власти, управления АПК,  сельскохозяйственных товаропроизводителей является вывод аграрного сектора на инновационный путь развития и модернизации, что должно обеспечить производство  конкурентоспособной сельскохозяйственной      продукции отечественного производства.

  Одним из направлений Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы является повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе развития приоритетных отраслей сельского хозяйства.

Большинство аграрных регионов России уже приняли региональные программы, направленные на развитие сельского хозяйства, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2020 года.

В последнее время в агропромышленном комплексе Российской Федерации стали активнее применяться механизмы государственно-частного партнерства при реализации инновационно-инвестиционных проектов.

При этом такие проекты, реализуемые с помощью государства, несмотря на сложившееся мнение о низкой финансовой эффективности средств, вложенных в объекты сельского хозяйства, имеют, по нашему мнению, большую перспективу, потому что гарантируют частному инвестору помощь и поддержку в случае форс-мажорных обстоятельств. Но при этом есть еще одно важное обстоятельство. Государство, становясь партнером, берет на себя решение целого ряда вопросов, из-за которых частный инвестор, как правило, идет с небольшой охотой, но и  без них не обойтись. Прежде всего это социальное и инженерное обустройство сельских территорий, подготовка квалифицированных кадров. Кроме этого, государство создает необходимые условия для формирования благоприятного инвестиционного климата на территории, налоговых преференций при выделении земельных участков и в ходе строительства объектов. В целом ряде субъектов России уже приняты законы о государственно-частном партнерстве, что, несомненно, способствует развертыванию в них масштабных инновационно-инвестиционных проектов, без которых невозможно реализовать Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации №717 от 14 июля 2012 г.

В настоящее время российский продовольственный рынок испытывает острый дефицит отечественной продукции мяса и мясопродуктов, молока, фруктов и овощей.  Импорт мяса и мясной продукции,  ряда других продуктов питания продолжает ежегодно расти. Удельный вес Российской Федерации в мировом производстве мяса значительно ниже ее потенциала и составляет около двух процентов.

С этой целью предполагается создание инновационо-технологических кластеров по развитию сельского хозяйства регионов на базе современных знаний, новых российских и зарубежных технологий, объединения усилий по эффективному использованию научного, производственного и кадрового потенциала.

Основным принципом данного «пилотного» проекта является комплексный программно-целевой инновационно-технологический подход с широкой межотраслевой кооперацией и интеграцией, с учетом почвенно-климатических условий и сложившихся народных традиций в регионе.

В основу кластеров будут положены отраслевые центры. Организация инновационно-технологических центров предусматривает кооперацию фермерских хозяйств, ЛПХ, средних и крупных сельхозпредприятий для создания производственно-экспериментальных площадок в регионе по основным отраслям и технологиям производства, которые будут оснащены современными машинами и оборудованием.

С этой целью в регионах предполагается  выстроить технологическую схему от обработки земли, производства экологически чистых продуктов питания и товаров народного потребления (одежда, обувь и т.д.) до их реализации населению. Для производства продуктов детского питания планируется построить специальные предприятия.

С учетом почвенно-климатических условий на выделенных земельных площадях будут созданы комплексные агоротехнопарки для выращивания и производства зернобобовых и кормовых культур. Это в конечном итоге должно обеспечить снижение затрат на закупку зерна и будет способствовать вводу в севооборот неиспользуемых в настоящее время сельскохозяйственных земель.

Для обеспечения хранения и переработки зерна планируется построить элеваторы и комбикормовые заводы.

В рамках реализации  программ регионального развития сельского хозяйства будет создана производственная инфраструктура по выращиванию и производству  сельхозпродукции и сырья в зависимости от отраслевого направления.

Для глубокой переработки произведенной сельскохозяйственной продукции будут построены пищевые и перерабатывающие предприятия.

Полученное в результате этого сырье будет перерабатываться в товары народного потребления (одежда, обувь и т.д.) на созданных предприятиях  легкой промышленности, что позволит обеспечить безотходное экологически безопасное производство.

Для ускорения сроков окупаемости и повышения экономической эффективности, обеспечения доступности продуктов и товаров населению  планируется развивать собственную логистику, создавая  холодильные терминалы и торговые предприятия в каждом регионе.

Важным звеном в реализации проектов является формирование высокопрофессиональных трудовых коллективов. Этому направлению деятельности компания будет придавать приоритетное значение. С этой целью будут создаваться  центры подготовки и переподготовки кадров, организовываться  на базе зарубежных профильных предприятий стажировки специалистов и технологов, заключаться договора с учебными заведениями в регионах. Для большей мотивации на работу в  компании будет предусмотрена система «социальных пакетов», в которой будут предусмотрены меры по социальной защите и гарантии по выплате заработной платы, предоставлению жилья. С этой целью планируется строительство агрогородков.

Научное обеспечение проектов будет осуществляться по договорам с  научными организациями Россельхозакадемии. С их помощью предполагается создание постоянно действующих инновационно-технологических центров, на базе которых будут проводиться аукционы,  постоянно действующие выставки-продажи новейшей техники, оборудования, высокотехнологичных проектов, племенных животных, птицы, демонстрация новых технологий.Образование таких центров позволит значительно ускорить процесс модернизации, тиражирования и внедрения в сельскохозяйственное производство новых технологий, обучать по этим технологиям сельскохозяйственные кадры. Формирование региональных кластеров должно быть основано на предложениях руководства субъекта Российской Федерации, в которых обозначены основные объемы и номенклатура производимой продукции, согласно региональных программ АПК, места размещения производственной инфраструктуры, максимально увязав их с имеющимися свободными экономическими зонами в регионе.

Для управления проектом в каждом регионе будет создана управляющая компания. Такой подход к реализации  проектов позволит выстроить новую модель и систему взаимоотношений между региональными органами управления и компанией, осуществляющей  сотрудничество с регионом на принципах государственно-частного партнерства.